Национальный университет – что стоит за названием?

В теркоме профсоюза авиаработников, накануне очередного Съезда, продолжается обсуждение существующих проблем, в том числе ход реализации «Концепции транспортного образования Российской Федерации до 2030 года». По Концепции, планируется создание Национального университета транспорта - многопрофильного транспортного научно-образовательного комплекса, отнесённого к ведению Минтранса России, способного решать на мировом уровне общеотраслевые проблемы вне зависимости от принадлежности к видам транспорта.

По сообщениям в прессе, Общественный совет Росавиации, совет клуба Ветеранов высшего руководящего состава гражданской Авиации (Клуб «Опыт»), Совет ветеранов центрального аппарата ГА («Авиаветеран»), Экспертный совет ГА, Профсоюзы, действующие в отрасли, обратились к руководству Минтранса и в иные вышестоящие инстанции, вплоть до президента России, с предложением приостановить очередную «образовательную реформу», которая несёт в себе разрушительную функцию. Вышеназванная Концепция, предполагающая смену учредителя учебных заведений гражданской авиации и передачи их от Росавиации в ведение Министерства транспорта РФ, не нашла поддержки в кругах авиационной общественности, более того, они против такой реорганизации.

Авиационная общественность считает именно существующую модель подготовки специалистов оптимальной.

Наличие в отрасли стратегии развития образовательных организаций гражданской авиации позволяет, в ходе образовательного процесса, при методологическом руководстве Росавиации и территориальных органов, обеспечить бесперебойную работу отработанного десятилетиями механизма функционирования всей авиационной инфраструктуры, задействованной в образовательном процессе. А тесная связь с производственными предприятиями, для организации качественного теоретического и практического обучения, позволяет готовить специалистов с учетом требований и рекомендаций ИКАО, обеспечивая авиапредприятия отрасли авиационными специалистами необходимого квалификационного уровня в максимально приближенных к регионам , где ощутима нехватка таких специалистов, филиалах отраслевых учебных заведений.

Что касается стратегии транспортного образования, которая бы открыто обсуждалась в профессиональных авиационных кругах, с учетом мнения работодателей и ученых в соответствующих областях, с целью отражения в ней интересов каждого вида транспорта, то она отсутствует, что в очередной раз убеждает в необоснованном форсировании вопроса проведения реорганизации образовательного комплекса гражданской авиации.
Председатель Правительства РФ Д.Медведев на августовском 2016 года совещании работников образования в Москве, призвал ориентироваться на позицию работодателей при подготовке специалистов среднего звена, что должно учитываться и Министерством транспорта.

Понятие «транспортное образование» подразумевает нивелирование специфики каждой транспортной отрасли в учебном процессе. Такая реорганизация по Концепции, не дает ответа о сохранении за специалистами, работающими в предприятиях гражданской авиации, но уже в другом статусе, льготных пенсионных прав, которые они имеют сегодня на основании Списка должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Это важный социально-значимый вопрос для работников.

Не обеспечивает доступности, какая существует в настоящее время, авиационного образования для выпускников школ северных территорий Сибири и Дальнего Востока, в случае реорганизации филиалов, насчитывающих менее 1000 студентов.

Неоднократные замечания и предложения Росавиации в отношении дальнейшего развития образовательного комплекса, учредителем которого является Росавиация, остались пока без внимания Минтранса РФ.

Для Красноярской территориальной организации, в состав которой входит филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, вопрос реализации Концепции не праздный. Реорганизация может коснуться и нашего Красноярского филиала. Считаем, что никакие нововведения не должны лишать квалифицированных преподавателей такой специфичной отрасли, рабочих мест, а молодежь огромного региона за Уралом, права на получение авиационного образования в наиболее приближенном к месту жительства учебном заведении.

Состоялись переговоры по этому вопросу председателя Красноярской ТО ОПАР Т.Орловой с заместителем министра транспорта края С. Нормандом, председателем отраслевого Профсоюза В. Селитринниковым и директором Красноярского филиала С-Пб ГУ ГА В.Девотчаком.

На ближайшей встрече в Москве с В.Скоропуповым - помощником члена Совета Федерации ФС РФ А. Челингарова, вопрос о реорганизации образовательного комплекса , подведомственного Росавиации, будет обсуждаться с целью определения позиции и возможностей депутатской поддержки многочисленных обращений авиационной общественности и Профсоюзов.