Особый ритм

За окном тихо падает снег, а в кабинете председателя Красноярской территориальной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников кипит работа. День только начался, но уже проведено несколько маленьких совещаний по телефону, намечено несколько больших задач, решено несколько горячих вопросов.
На стене большая фотография летящего вертолета, рядом часы с надписью «Время вступать в профсоюз!». Несущий винт вертолета, крутящиеся стрелки часов, беспрестанные телефонные звонки, хлопающие двери, входящие и выходящие люди… «У авиации особый ритм работы!» – любит повторять лидер Красноярского теркома ОПАР Татьяна Орлова. А у «воздушного» профсоюза вовсе не воздушные заботы.

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Татьяна Ивановна Орлова– Практически во всех транспортных отраслях страны подписаны ОТС, исключение составляет только гражданская авиация. Отсутствие отраслевого тарифного соглашения – самая главная, ключевая наша проблема, – подчеркивает Татьяна Ивановна Орлова. – От нее, главным образом, и проистекают беды авиационных работников. Ведь ОТС – основа для заключения коллективных договоров на предприятиях, особенно – новых…
Коллективному договору не жалко пропеть даже оду!

Возможно, некоторые полагают, что коллективный договор заключается только для работников – с целью установить им дополнительные гарантии, компенсации и льготы? Но это –  ошибочная точка зрения. Пожалуй, не меньше, чем работнику, колдоговор нужен работодателю.

– Во-первых он позволяет сократить объем кадрового документооборота, – напоминает Татьяна Ивановна, – Как правило, руководитель не контактирует с каждым работником в отдельности и не имеет возможности оговорить все аспекты трудовых отношений в индивидуальном трудовом договоре. Поэтому целесообразно взаимодействовать с сотрудниками через коллективный договор, а в трудовых договорах лишь делать ссылку на общие правила. А, во-вторых, прописанные в колдоговоре льготы сотрудникам – например, предусмотренные за счет предприятия расходы на бесплатное или льготное питание, на оплату проезда к месту работы и обратно на общественном транспорте или служебном автобусе, надбавки к тарифным ставкам и окладам, премии за достижения в труде, доплаты в повышенном размере за совмещение, работу в выходные и праздничные дни, выходные пособия при расторжении трудового договора, и пр., и пр., – влекут за собою снижение налогов на прибыль.

– Сегодня на наших предприятиях действует 13 коллективных договоров, – продолжает Т.И. Орлова. – Охват коллективно-договорным регулированием работников гидрометеослужбы составляет сто процентов, учебных заведений – тоже сто, а вот собственно работников гражданской авиации – только семьдесят. Коллективные договоры не заключены в Государственном предприятии Красноярского края «КрасАвиа», в Федеральном казенном предприятии «Аэропорты Красноярья», в ООО «Авиакомпания Турухан», в ООО «Восток Авиа», в ООО «АэроГео», в Красноярской региональной поисково-спасательной базе, в Красноярском МТУ ВТ…

В гражданской авиации до сих пор нет стороны работодателя, правомочной заключать соглашение с профсоюзами, поэтому нет и отраслевого соглашения.
Эту назревшую проблему обсуждал недавно прошедший пленум Красноярского теркома. Обсуждал совместно с министром транспорта края, руководителем Красноярского управления Росавиации, работодателями.

В результате было принято постановление о создании региональной отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в срок до 1 декабря нынешнего года и о создании объединения работодателей в срок до 1 апреля будущего года. Ну, а дальше вопросом номер один станут переговоры по заключению регионального ОТС, его подписание и выполнение.

– Определение минимальных отраслевых гарантий, соблюдение основных принципов регулирования социально-трудовых отношений, предупреждение социальных конфликтов. Таковы основополагающие цели будущего отраслевого соглашения, – говорит Татьяна Орлова.

IMG 9178

УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРАВО НА ОТДЫХ

Диспетчер и одновременно штурман лайнера под названием «Профсоюз», она стремится быть готовой к встречающимся на пути разнообразным «воздушным ямам» и «зонам турбулентности», которые в социально-трудовой жизни авиаработников – не редкость.
Наболевшие социальные вопросы поднимались, в частности, на октябрьской встрече профактива авиаторов с губернатором Красноярского края В.А. Толоконским.

Судьба работников столовой аэропорта «Емельяново», арендованное в поселке Кедровый жилье, льготный проезд к месту отдыха, заработная плата, аттестация рабочих мест, условия труда на Севере, обеспеченность спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты; подготовка и закрепление в крае молодых авиационных кадров; взаимодействие работодателя с профсоюзом... Каждое из этих направлений требует отдельного разбирательства, по каждому у профсоюза есть свое предложение.

Прислушаются ли к ним?

По закону, один раз в два года работники северных филиалов ГП КК «КрасАвиа» имеют право на бесплатную дорогу к месту отпуска. Но в действительности это предписание выполняется далеко не всегда. Администрация «КрасАвиа» находит возможность отправлять работников на лечение в Белокуриху; однако тем, кому показаны южные курорты, приходится путешествовать на свои средства, нередко прибегая для этого к кредитам.
Профсоюз предлагает на основе анализа количества отпускников на очередной год и их планов на отпуск, предусматривать возмещение государственной льготы по проезду в полном объеме, а на оздоровление  и бесплатный пролет  – согласно очередности. Кроме того, и  ежегодный бесплатный пролет предоставлять по определенной схеме, разработанной с участием профсоюза.

– При этом, предоставление дополнительных льгот не должно нарушать право работника на льготу основную, которую северянам гарантировало государство, – убеждена Татьяна Ивановна.

Насчет совершенствования условий труда в северных аэропортах профсоюз также имеет свое решительное мнение.   

– В условиях, когда в филиалах нет специалистов по охране труда, подключение  профсоюзного актива к этой значимой работе было бы вполне реально, экономно и эффективно! Конечно, при обязательном условии содействия, а не препятствования администрации филиалов этой деятельности, – рассуждает председатель Красноярского теркома ОПАР. – Своевременность выдачи спецодежды и СИЗ, обеспечение сохранности полученной спецодежды, наполняемость аптечек, соблюдение чистоты на рабочих местах, соблюдение техники безопасности работниками, своевременность проведения инструктажей, выдача молока, и многие-многие другие вопросы могли бы взять под свой контроль профактивисты, чтобы обеспечить нормальные условия труда, соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

Премирование работодателем активистов за работу по охране труда в коллективе (материально, морально, путевка, проезд, подарок и т.п.) было бы правильно понято их коллегами и не привело бы к большим и необоснованным затратам. Предупреждение нежелательных явлений в области условий труда и его охраны во всех отношениях куда рациональнее, чем их исправление… Пока же любой акт и представление профорганов воспринимается не адекватно.

ЗАРПЛАТА

В декабре прошлого года подписан совместный протокол руководства «КрасАвиа» и профактива филиалов о поэтапном повышении заработной платы работникам, начиная с марта 2015-го. Однако он не был выполнен. Более того, заработная плата даже снизилась. Средние показатели оплаты труда, приводимые гендиректором предприятия, не отражают фактических начислений зарплаты, получаемой работниками филиалов.
Лишь у некоторых специалистов аэропортов реальная зарплата – на уровне или чуть выше минимальной, установленной региональным соглашением. У многих зарплата ниже регионального МРОТ.

В этих условиях терком настаивает на объективном мониторинге уровня оплаты труда и уже заручился поддержкой министра транспорта Красноярского края С.В. Еремина в переговорах с руководителями предприятий для установления минимальной заработной платы на уровне не ниже установленного региональным соглашением, а также об индексации заработной платы не менее, чем на рост индекса потребительских цен…

– А вот в Красноярском гидрометеоцентре зарплату, наконец-то, повысили. Как и всем российским гидрометеорологам. Добились этого всем миром, в результате поистине всероссийской акции работников гидрометеослужбы, – делится Т.И. Орлова. – Один миллиард получен Росгидрометом на повышение заработной платы работникам в текущем году, полтора миллиарда дополнительных средств заложено на 2016 год. Это стало возможным только в сотрудничестве Профсоюза и руководства Росгидромета.

ДАВЛЕНИЕ НА ПРОФСОЮЗ

Но, пожалуй, самая горячая тема дня – вмешательство в деятельность профсоюзных организаций.  

– Нарушение конституционных прав работников на объединение в профсоюз для защиты своих интересов, нарушение прав профсоюзов на свободу их деятельности происходят в филиалах Федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья», а именно в аэропортах «Туруханск»  и «Кодинск», – рассказывает наша собеседница. –  Красноярский территориальный комитет ОПАР направил экстренное сообщение о вмешательстве в деятельность профсоюза в вышестоящие профсоюзные органы, в Росавиацию,  руководителю Красноярского межрегионального территориального управления Росавиации С.В. Родькину, министру транспорта края С.В. Еремину… Терком дважды пытался вызвать на переговоры генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» М.А. Андраханова, но пока получает категорический отказ... У работников филиалов представители работодателя собирают заявления о выходе из профсоюза. Работники расценивают такие массовые действия как ограничение их прав и свобод, что служит  поводом для обращения в терком с просьбой защиты.

…Началось же все со специальной оценки условий труда, проводимой без ведома профкомов. В результате был отменен целый ряд льгот. Постфактум работодатель запросил мотивированное мнение профсоюза. Профлидеры изумились – и вынесли решение, что считают спецоценку  условий труда на рабочих местах неверной и недействительной. Предложено применять результаты аттестации рабочих мест, действующие до 2018 года там, где условия труда не улучшены. Тогда руководители пошли на давление и чуть ли не на шантаж профсоюзного актива, туманно намекая на некие, якобы, допущенные ими упущения в работе. А выход из профсоюза, дескать, послужит отпущению «служебных грехов»…

– Я считаю недопустимым любое постороннее вмешательство в деятельность профорганизаций и ограничение прав работников на участие в управлении предприятием через своего представителя, которое гарантировано им законом, – комментирует ситуацию Татьяна Орлова. – Аэропорт – место повышенной опасности, где любое нарушение чревато самыми страшными последствиями, и рассматривать заявление о выходе из профсоюза в качестве индульгенции, платы за мифический проступок – безнравственно и преступно. Да, некоторые наши профактивисты не выдержали и вышли из профсоюза. Но вместе с тем наблюдается и обратный процесс – возмущенные работники, ранее не состоящие в профсоюзе, теперь вступили в него…

В аэропорту «Туруханск»  недавно прошло собрание, где был избран новый профсоюзный комитет и новый профсоюзный лидер. Это ли не доказательство того, что законное право  работников на объединение для защиты своих прав и интересов инициировано даже не профкомом, который разогнали, а гражданской позицией людей, желающих работать в нормальных условиях и получать заработную плату, позволяющую достойно жить их семьям.

Записала Нина САНИНА