Исторические очерки Красноярской территориальной организации профсоюза авиаработников и первичных профсоюзных организаций

Отражены краткие исторические сведения для книги по истории Профсоюза авиационных работников к 70-летию и включает сведения за этот исторический период. Использованы протоколы заседаний профсоюзных органов всех уровней, партийных органов, материалы печатных изданий того периода, воспоминания ветеранов.

На протяжении всей истории советского периода, деятельность первичных профсоюзных организаций и теркома , отражает этапы становления и развития авиации и гидрометеорологической службы на территории края.

Авиация Красноярья с самого зарождения предназначалась не только для обычных транспортных перевозок, но и для активного участия в решении разнообразных задач огромного региона, а также за его пределами, особенно в Заполярье и Арктике. На ее счету много исторических заслуг в открытии воздушных линий, освоении природных богатств, в развитии арктического судоходства, во множестве операций в горах, тундре, в бассейне Северного Ледовитого океана и в атмосфере. В числе этих операций- участие в спасении челюскинцев, в высадке папанинцев на Северный полюс, в обеспечении знаменитых походов к полюсу атомных ледоколов ''Арктика'' и "Сибирь''. За всеми большими делами и рядовыми событиями стоят авиаработники Красноярья, в их числе члены профсоюза авиационных работников.

Формирование профсоюза авиаработников в губернии, проходило на почве уже хорошо организованных профсоюзов других отраслей.

Большую роль в проведение в жизнь задачи развития авиации в стране и крае, сыграли возникающие в разное время организации, идеи которых поддерживали существовавшие в то время на территории губернии, профсоюзы. Так в 1923 г. было организовано правление ячейки Гублета при Центральном рабочем кооперативе ''Самодеятельность'' . 12 мая 1923 г. состоялось общее собрание, где местный комитет, по поручению временного Правления Гублета, разъяснил значение воздушного флота и принял постановление об обязанности каждого служащего вступить в Общество друзей воздушного флота. Тут же был составлен список из 116 чел. и удержаны взносы по 1 рублю. 18 сентября 1923 года собранием коллектива служащих было избрано Правление в состав которого вошли : Аспилов Г.С.- председатель, Вайнтруб Х.И- секретарь. и Расса Ф.А.- член Правления. Само Правление сочло долгом быть членами ОДВФ и внесло вступительные и членские взносы. Правление ячейки, разослало циркулярные письма, а затем приняло обращение к Губпрофсовету о содействии в организации авиационно- спортивных кружков при клубах с привлечением всех сил, способных содействовать этой работе.

Началом новой эры транспортного сообщения на бескрайних просторах Сибири стало приземление первых самолетов и первые маршруты. .По архивным документам, Красноярский сухопутный аэродром располагался на левом берегу Енисея. Здесь в июне 1925 года сел первый самолет '' Сибревком'' Первый полет проходил по маршруту Красноярск -Даурск – Новоселово- Абакан – Минусинск.

А уже весной 1926 года на самолете '' Моссовет'' была проложена первая северная трасса из Красноярска в Туруханск. Полет туда и обратно из –за непогоды и неполадок составил 37 дней. В этот рейс впервые самолет сел в Енисейске. В дальнейшем, на месте сухопутного аэродрома до 1988 г. действовал аэропорт –Северный откуда летали самолеты по Енисейской авиалинии. В архивах нет сведений о дате образования профсоюзной организации на аэродроме, но в последующих периодах, в работе конференций принимали участие председатели этого месткома.

Гражданская авиация только начиналась, но уже тогда было ясно, что только с ее помощью можно освоить бескрайнее Заполярье с его обширными природными богатствами.

В 1929 г. была открыта почтово-пассажирская линия через Красноярск: Москва –Иркутск. В этом же году было создано общество Добролет. Сибирским представителем АО '' Добролет '' Щербининым. Акции Добролета распространялись среди членов профсоюза и населения губернии, которому разъяснялась необходимость и важность воздушного флота. Профсоюзы всех отраслей содействовали образованию членских ячеек Добролета при своих организациях, поддерживая их материально, организовывая работу под лозунгом '' Трудовой народ, строй Воздушный Флот!''.

В 1933 году, в повестке дня Осоавиахим рассматривал вопрос о строительстве летной школы в Красноярске, профсоюзная организация при Осоавиахим уже действовала, работала в Красноярске и планерная школа. Ответственным за работу профсоюза и социалистическое соревнование был Дергач.

С 1933 года началось регулярное воздушное сообщение Красноярск- Игарка, через год- Красноярск- Дудинка. Профсоюзная структура не имела еще среднего звена. Профсоюзные организации сразу замыкались на ЦК союза, что по высказываниям активистов на конференциях, усложняло их работу.

В 1934 году в Красноярске создана Центральная база воздушных сообщений в Арктику и по зимовке Севера, а мае 1935 года образована Енисейская авиагруппа для обслуживания северных и отдаленных районов. С этого года начались полеты по маршруту Дудинка –Хатанга, с 1936 года – Красноярск – Тура. По мере открытия аэродромов , расширялась сеть месткомов авиаработников.

В июле 1936 г., с Абаканской протоки поднялась летающая лодка , пилотируемая Героем СССР Молоковым В.С. , для 30-ти тысячи километрового облета трассы Севморпути. Среди блестящей плеяды полярных пилотов, осваивавших в тридцатых годах Енисейскую авиалинию, Василий Сергеевич Молоков был одним из лучших. Он вывез со льдины больше всех челюскинцев- 39 человек, и стал одним из первых Героев СССР.

Красноярская гидроавиабаза управления полярной авиации Главсевморпути находилась тогда на Енисейском острове с названием Телячий. Отсюда в Заполярье прокладывалась первая воздушная линия. По описаниям очевидцев, в большом двухэтажном доме размещались солидно оборудованная радиорубка, диспетчерская, медпункт, кинозал, столовая, библиотека, бильярдная. На втором этаже располагалась уютная гостиница для авиаторов. В разные годы председателями гидроавиабазы были Путимцев , Иванов , Липп Я.С. Сведений о точной дате образования профсоюзной организации нет. Но есть целая история Яна Степановича / Стефановича / Липпа , бывшего матроса морской авиационной школы высшего пилотажа под Петербургом. После разгрома Юденича, был членом Совета Красного Села, начальником отдела милиции, потом возглавлял уголовный розыск, командовал ротой при обороне Петрограда. В 1920 году, после окончания курсов авиамехаников, он был ,, на ты ,, с крылатыми машинами. В 1931 году партия направила его в Красноярск, началось освоение северных морских и воздушных путей. На базе было всего два гидросамолета, представлявшие собой издали подобие сараев, машины просто были обшиты временным тесовым футляром, спасая от непогоды. На этих самолетах предстояло осваивать Север. В историю развития авиации Красноярья Липп вошел как первооткрыватель многих северных трасс . Что значит проложить воздушный маршрут на той технике в 1935 году в Туру, Байкит, на Диксон сегодня понять трудно. Поскольку летать приходилось на гидросамолетах, маршруты прокладывались вдоль Енисея. В каждом населенном пункте встречали пилотов как героев, везде проводились митинги. Газета « Красноярский рабочий » писала в то время « 23 июля в 13 часов дня в Туру прибыл самолет МБР -2 под водительством пилота Липа, бортмехаников Фрутецкого и Мищенкова. 28 сентября газета писала «Вчера в Красноярск из Дудинки прилетел самолет «СССР Н-54 », пилотируемый товарищем Липпом». Не каждый мог покорять пятый океан на фанерной машине, да еще в северных просторах. Недаром ему было присвоено звание « Почетный полярник». Он был командиром первого отряда Енисейской авиагруппы, потом – начальником Енисейской авиалинии, после войны стал первым начальником созданного в 1946 году Красноярского управления ГВФ. Награжден орденом Ленина. В какие периоды своей легендарной трудовой деятельности Я.С. Липп возглавлял местком, пока не удалось восстановить. Возможно когда уже работал на земле, на телефонной станции…

Профсоюз в этот период считал своими основными задачами содействие в успешном овладении усложняющейся летной и наземной авиатехникой, освоении методов оперативного и надежного обслуживания , ремонта и восстановления всех видов техники, в строительстве новых аэродромов и жилья для работников. Большое внимание уделялось трудовой дисциплины. В предвоенные годы создавались оборонные кружки в предприятиях, формировались сандружины, готовились свои службы охраны порядка, готовился резерв для армии. Большое внимание уделялось укреплению физической подготовки молодежи:, готовились значкисты ГТО, ПВО, парашютисты и радиооператоры, проводился всеобуч авто и мотоделу, работали авиамодельные кружки. проводились военно-лыжные соревнования и лыжные переходы, по пути проводились беседы с населением о значении спорта, на оборонные темы, проводились соревнования по стрельбе. В коллективах работали общественные инспекторы по безопасности полетов, проводились смотры состояния материальной части и технического имущества. Большое внимание уделялось физической подготовке, спорту и бытовым вопросам- огородничеству, помощи в заготовке дров семьям, поскольку жили в основном в бараках и отапливались дровами.

В этот период, охват профсоюзным членством составлял 98% от числа работающих .

В начале 1940 года, в Красноярск прибыли самолеты. В суровых северных условиях началась подготовка курсантов основного и дополнительного набора, формирование народного ополчения, в которое записались все курсанты. Трудности заключались в малом ресурсе моторов, отдельные могли отработать только 2 рейса В июне 1941 года состоялся митинг по займу и организация подписки государственного займа на 1-2-3х дневный заработок до окончания войны. Профсоюз участвовал в сборе средств в Фонд обороны, на самолет ''Аэрофлотовец''. В коллективах принимались дополнительные социалистические соревнования, оформлялись фотовыставки, монтажи, витрины, проводились обзоры прессы, оформлялись военные уголки. Для работников выписывались газеты: ''Известия'', ''Правда'', ''Комсомольская правда'', журналы: ''Большевик'', ''Техника-молодежи'', ''Смена''. При профкомах работало 2 библиотеки, имелся военно-струнный оркестр. В Доме пилотов устраивались вечера отдыха и утренники для детей. Хоккейная команда общества ''Самолет'' заняла 2 место в городских соревнованиях.

В 1941 году в Красноярском теркоме профсоюза работала бухгалтером Кокина Мария Александровна. Это пока единственная информация о том, что в начале войны терком уже был создан и работал. Проработала она в этой должности до 1967 г.

Архивных документов о первой конференции теркома профсоюза , к сожалению, не сохранилось.

Военное время диктовало новые задачи для профсоюзов. Необходимо было организовывать сбор и пошив теплых вещей для фронта, пошив меховых рукавиц и шапок из меха, имеющегося на складе Управления. Месткомы организовывали сбор овощей и фруктов для Ленинграда, пункты питания по пути следования воинских эшелонов, размещение эвакуированных, заготовку дров для предприятий и семей фронтовиков на острове Молокова. Формировались фонды семьям погибших и фронтовиков, организовывалась помощь селу, проходил сбор средств на построение боевых машин.. Организовывались дежурства в госпиталях, уборка помещений, ремонт больничного белья. При месткомах работали отделы рабочего снабжения, контролирующие торговую сеть, общепит, организовывающие подсобное хозяйство и огородничество. Работали огородные комиссии, которые занимались выделением , вспашкой земли, распределением семян, рассады овощей, организовывали сбор овощей в подарок бойцам Карельского фронта - все по ведру. Для семей фронтовиков организовывали коллективную посадку картофеля. Профсоюз организовывал сбор средств на постройку боевых машин, на приобретение облигаций военного займа. На собранные профсоюзами средства, на фронт ушли авиационные эскадрильи, танковые эшелоны, передвижные бани, прачечные, кухни. К 1 мая готовили подарки бойцам госпиталей.